Основные вопросы теории музыкального пространства

Просмотры: 20

Загружено: 4

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Никита Малюхов

Корреспондирующий автор

Магистрант 1-го курса кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Виталий Шапилов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

https://orcid.org/0009-0003-2810-9884

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-06-30

Страницы статьи

45-52

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Аннотация

Вопросы пространства физического мира и особенности его восприятия человеком издавна интересовали учёных. Существующее разнообразие исследований по данной теме до сих пор не привело к формированию единой концепции. Цель данной статьи – на основе сведений из специальной литературы обобщить наиболее актуальные теоретические положения по вопросам музыкального пространства, и предоставить характерные примеры его проявления в музыке. Несмотря на то, что интерес к особым эффектам пространства в музыке появился у композиторов в XX веке, существует множество примеров его значимости в более ранних эпохах. Пространственные эффекты проявляются при использовании шумовых инструментов, имитации шума и звукоподражания природе, расположения источников звука в зависимости от свойств акустики. На протяжении исторического развития наблюдается возрастание роли различных аспектов музыкального пространства в условиях расширения комплекса средств выразительности. Особые вопросы возникают при исследовании перцептуального и концептуального пространства как отдельных областей авторского замысла. Также важно изучение совместного взаимовлияния различных видов пространства и их роль в создании и восприятии музыки, что имеет значение для дальнейших исследований.

1

Ключевые слова

пространство в музыке
музыкальный звук
музыка XX века
звукоизобразительность
восприятие музыки
концептуальность
биходная и преподносимая музыка

Список источников и References

Мостепаненко, А.М., М.В. Четырехмерность пространства и времени. [Текст] – Л.: Наука, 1966. – 191 с.

Мозгот, С.А. Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве [Текст]: дисс. ... докт. иск. Новосибирск: 2018. – 366 с.

Панкевич, Г.М. Проблема анализа пространственно-временной организации музыки [Текст] // Музыкальное искусство и наука. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 3. – С. 124-144.

Лобанова, М.Н. Концепции пространства, времени, движения в эпоху барокко [Текст] // Музыкальный стиль и жанр: История и современность. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2015. – С. 54-58.

Андреев, А. К истории европейской музыкальной интонационности. [Текст] – М.: Музыка, 1996. Ч. 1. – 190 с.

«Персимфанс» – оркестр без дирижера. [В Интернете] 2021 г. [Цитировано: 20.04.2022] URL:

https://www.culture.ru/s/vopros/orkestr-bez-dirizhera/.

Рустамов, А.Р-О. Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры [Текст]: дисс. … канд. иск. СПб.: 2013. – 206 с.

Орлов, Г.А. Древо музыки. [Текст] Вашингтон – СПб.: 1992. – 253с. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 320 с.

Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. [Текст] – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

Докшицер, Т.А. Путь к творчеству. [Текст] – М.: ИД «Муравей», 1999. – 216 с.

Борисенко, Ю.И. Механизм образования гиперболы в русской речи [Текст] // Научный журнал: Мир науки, культуры и образования №1 (26). Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 364 с.

Shepard Tone – YouTube. [В Интернете] 2012 г. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=BzNzgsAE4F0&t=94s.

Vox. The sound illusion that makes Dunkirk so intense – YouTube. [В Интернете] 2017 г. [Цитировано:

04.2022] URL: https://www.youtube.com/watch?v=LVWTQcZbLgY&t=53s

Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах. [Текст] М.: Классика-XXI 2011. – 836 с.

Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. [Текст] // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М., 1971. – С. 292-309.

Григорьева, Г.В. – лекция «Основы музыкальной композиции XX века». [В Интернете] 2012 г.

[Цитировано: 20.04.2022] URL: https://www.culture.ru/live/movies/7/osnovy-muzykalnoi-kompozicii-xxveka.

Joshua Bell's 'Stop and Hear the Music' metro experiment | The Washington Post. [В Интернете] 2007 г. [Цитировано: 20.04.2022] URL: https://www.youtube.com/watch?v=hnOPu0_YWhw 1621.

«Street musician, goosebumps Worth respect». [В Интернете] 2020 г. [Цитировано: 20.04.2022] URL:

https://www.youtube.com/watch?v=kXQnqVugpig.

Mostepanenko, A.M., M.V. Chetyrekhmernost' prostranstva i vremeni. [Tekst] – L.: Nauka, 1966. – 191 р.

Mozgot, S.A. Kategoriya prostranstva kak smyslovoj fenomen v muzykal'nom iskusstve [Tekst]: diss. ... dokt. isk. Novosibirsk: 2018. – 366 р.

Pankevich, G.M. Problema analiza prostranstvenno-vremennoj organizacii muzyki [Tekst] // Muzykal'noe iskusstvo i nauka. – M.: Muzyka, 1978. – Vyp. 3. – Р. 124-144.

Lobanova, M.N. Koncepcii prostranstva, vremeni, dvizheniya v epohu barokko [Tekst] // Muzykal'nyj stil' i zhanr: Istoriya i sovremennost'. – M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ: Universitetskaya kniga, 2015. – Р. 54-58.

Andreev, A. K istorii evropejskoj muzykal'noj intonacionnosti. [Tekst] – M.: Muzyka, 1996. CH. 1. – 190 р.

«Persimfans» – orkestr bez dirizhera. [V Internete] 2021 g. [Citirovano: 20.04.2022] URL: https://www.culture.ru/s/vopros/orkestr-bez-dirizhera/.

Rustamov, A.R-O. Zvukovoj obraz prostranstva v strukture hudozhestvennogo yazyka zvukorezhissury [Tekst]: diss. … kand. isk. SPb.: 2013. – 206 р.

Orlov, G.A. Drevo muzyki. [Tekst] Vashington – SPb.: 1992. – 253 р. Holopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva: Uchebnoe posobie. SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2000. – 320 р.

Asaf'ev, B.V. Muzykal'naya forma kak process. [Tekst] – L.: Muzyka, 1971. – 376 р.

Dokshicer, T.A. Put' k tvorchestvu. [Tekst] – M.: ID «Muravej», 1999. – 216 р.

Borisenko, YU.I. Mekhanizm obrazovaniya giperboly v russkoj rechi [Tekst] // Nauchnyj zhurnal: Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya №1 (26). Barnaul: AltGPU, 2016. – 364 р.

Shepard Tone – YouTube. [V Internete] 2012 g. [Citirovano: 20.04.2022] URL:

https://www.youtube.com/watch?v=BzNzgsAE4F0&t=94s

Vox. The sound illusion that makes Dunkirk so intense – YouTube. [V Internete] 2017 g.

[Citirovano:20.04.2022] URL: https://www.youtube.com/watch?v=LVWTQcZbLgY&t=53р.

Shvejcer, A. Iogann Sebast'yan Bah. [Tekst] M.: Klassika-XXI 2011. – 836 р.

Sohor, A.N. Teoriya muzykal'nyh zhanrov: zadachi i perspektivy. [Tekst] // Teoreticheskie problemy muzykal'nyh form i zhanrov. – M., 1971. – Р. 292-309.

Grigor'eva, G.V. – lekciya «Osnovy muzykal'noj kompozicii XX veka». [V Internete] 2012 g. [Citirovano:

04.2022] URL: https://www.culture.ru/live/movies/7/osnovy-muzykalnoi-kompozicii-xx-veka.

Joshua Bell's 'Stop and Hear the Music' metro experiment | The Washington Post. [V Internete] 2007 g. [Citirovano: 20.04.2022] URL: https://www.youtube.com/watch?v=hnOPu0_YWhw 1621.

«Street musician, goosebumps Worth respect». [V Internete] 2020 г. [Citirovano: 1.04.2022] URL:

https://www.youtube.com/watch?v=kXQnqVugpig.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70