Фортепианные циклы Р. Шумана 1830-1835 годов в контексте становления его пианизма

Просмотры: 10

Загружено: 9

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Ербол Кожагул

Магистрант 2-го курса кафедры специального фортепиано

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2021-03-30

Страницы статьи

37-44

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Вариационные циклы и циклы миниатюр «Вариации на тему Абегг», «Бабочки», «Экспромты на тему Клары Вик», «Карнавал» и «Симфонические этюды» Роберта Шумана представляют интерес с точки зрения эволюции фортепианного стиля композитора, становления новых композиционных принципов романтического цикла сюитного типа, а также принципов программности. Через анализ исторического контекста названных произведений, их композиционных и стилевых особенностей, выявляется новаторство творческого метода Р. Шумана, раскрываются взаимосвязи ранних циклических произведений с более поздним фортепианным творчеством. К особенностям циклических произведений Р. Шумана относятся развитие виртуозного пианизма, сближение вариационной и циклической форм (а также циклической формы и рондо), не сюжетная программность. Специфическими композиционными приёмами в русле программности становятся использование тем-анаграмм и музыкальных портретов (Флорестан и Эвсебий, «скрытые» адресаты, посвящения). Эти особенности определили не только эволюцию фортепианного стиля композитора, но и в целом развитие музыкального Романтизма.

1

Ключевые слова

фортепианные циклы Шумана
романтический пианизм
программность
циклы сюитного типа

Список источников и References

Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества / Д.В. Житомирский. - Новое, перераб. изд. - Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского : Композитор, 2000. - 373 с.

Попова Н. Фортепьянные сонаты Шумана. – Москва, 1959. 70 с.

Gurlitt W.R. Schumann und die Romantik in der Musik. «106. Niederrheinisches Musikfest in Diisseldorff», «Jahrbuch», 1951.

Worner K.H. Robert Schumann. Ziirich — Freiburg, 1949.

Gustav Jansen F. Robert Schumanns Briefe: Neue folge. – Leipzig, 1886. – 406p.

Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 344с.

Schumann C. Jugendbriefe von Robert Schumann. Nach den Originalen mitgeteilt von Clara Schumann. Leipzig, 1885; 4. Aufl.— 1910.

Горностаева В.В. Открытый рояль - Р. Шуман «Карнавал» ор. 9 // Youtube [сайт]. 23 апреля 2016г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fwFKCi-FI48&t=524s

Крауклис Г.В. Проблемы западноевропейского программного симфонизма XIX века // докторская диссертация. Москва, 1981г.

Zhitomirskij D.V. Robert Shuman. Ocherk zhizni i tvorchestva / D.V. Zhitomirskij. - Novoe, pererab. izd. - Mosk. gop. konservatoriya im. P.I. Chajkovskogo : Kompozitor, 2000. - 373 p.

Popova N. Fortep'yannye sonaty Shumana. – Moskva, 1959. 70 p.

Gurlitt W.R. Schumann und die Romantik in der Musik. «106. Niederrheinisches Musikfest in Diisseldorff», «Jahrbuch», 1951.

Worner K.H. Robert Schumann. Ziirich — Freiburg, 1949.

Gustav Jansen F. Robert Schumanns Briefe: Neue folge. – Leipzig, 1886. – 406p.

Kyuregyan T.P. Forma v muzyke XVII-XX vekov. – M.: TC «Sfera», 1998. – 344p.

Schumann C. Jugendbriefe von Robert Schumann. Nach den Originalen mitgeteilt von Clara Schumann. Leipzig, 1885; 4. Aufl.— 1910.

Gornostaeva V.V. Otkrytyj royal' - R. Shuman «Karnaval» or. 9 // Youtube [sajt]. 23 aprelya 2016g. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fwFKCi-FI48&t=524s

Krauklis G.V. Problemy zapadnoevropejskogo programmnogo simfonizma XIX veka // doktorskaya dissertaciya. Moskva, 1981g.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70