К 150-летию «Арлезианки» Жоржа Бизе

Просмотры: 9

Загружено: 7

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Эльвира Абдрахманова

Корреспондирующий автор

Магистрант кафедры духовых и ударных инструментов

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Тамара Джумалиева

Заслуженный деятель РК, профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-03-30

Страницы статьи

61-68

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В данной статье освещается недостаточно исследованный, но важный вопрос, имеющий прямое отношение к оркестровке, в частности, применение во второй половине ХIХ века саксофона, выдающимся французским композитором Ж. Бизе в музыке к драме А. Доде «Арлезианка», написанной в 1872 году. В этом новаторском произведении композитор, для творческой манеры которого типичны тембровые эксперименты, оригинальное сочетание инструментов, применение чистых тембров, вслед за Ж. Кастерном («Последний царь Иудеи»), Г. Берлиозом («Взятие Трои»), Ж. Галеви («Вечный жид»), Дж. Мейербером («Африканка»), К. Сен-Сансом (кантата «Свадьба Прометея»), смело вводит в партитуру саксофон, изобретенный А. Саксом в 1841 году. Основное внимание в статье сконцентрировано на концепции произведения, драматургически важных музыкальных фрагментах и лейттемах главных героев, в которых мастерски используются тембровое богатство, широкий диапазон этого инструмента, заключающие в себе огромные выразительные возможности. 

Одновременно предложена иная трактовка музыкального содержания «Интермеццо», а также обоснована роль этого произведения в творчестве Ж. Бизе, подготовившего появление оперного шедевра, каковым является «Кармен», и одновременно представляющего собой новый этап в развитии европейского театрального жанра. 

1

Ключевые слова

Жорж Бизе
Арлезианка
оперное творчество
опера

Список источников и References

Друскин. М. История зарубежной музыки. -- М, 1963. – 398с.

Пузиков А. Портреты французских композиторов. – М, 1981. – 526 с.

Левик Б. В. Предисловие // Бизе Ж. Арлезианка: первая и вторая сюиты из музыки к драме А. Доде для симфонического оркестра: ноты. М.: Музыка, 1964. С. 4–9.

Сорокина Е. А. Особенности оркестрового письма эпохи романтизма (На примере

«Арлезианки» Ж. Бизе) / Том 12. Выпуск 9. – Тамбов, 2019. – С. 182–185.

Берлиоз. Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке в двух томах. – М., 1972. - С. 492- 496.

Серов А. В. Избранные труды. М.- Л.: Музгиз, 1950. – 180 с.

Ницше Ф. Казус Вагнера. – [Электронный ресурс].– 13.08. 2017.–Режим доступа: https://studbooks.net/643278/filosofiya/fridrih_nitsshe_kazus_vagnera_

Druskin. M. Istoriâ zarubežnoj muzyki. -- M, 1963. – 398 p.

Puzikov A. Portrety francuzskih kompozitorov. – M, 1981. – 526 p.

Levik B. V. Predislovie // Bize Ž. Arlezianka: pervaâ i vtoraâ sûity iz muzyki k drame A. Dode dlâ simfoničeskogo orkestra: noty. M.: Muzyka, 1964. pp 4–9.

Sorokina E. A. Osobennosti orkestrovogo pis’ma èpohi romantizma (Na primere «Arlezianki» Ž. Bize). – Tambov, 2019. Tom 12. Vypusk 9, pp. 182–185.

Berlioz. G. Bol’šoj traktat o sovremennoj instrumentovke i orkestrovke v dvuh tomah. – M., 1972, pp.

- 496.

Serov A. V. Izbrannye trudy. M.- L.: Muzgiz, 1950, 180 p.

Nicše F. Kazus Vagnera. – [Èlektronnyj resurs].– 13.08. 2017. – URL:

https://studbooks.net/643278/filosofiya/fridrih_nitsshe_kazus_vagnera_


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70