Вокальные циклы Б. Баяхунова (исполнительский анализ)

Просмотры: 5

Загружено: 3

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Наиля Баяхунова

Дипломант международных конкурсов, доцент кафедры ансамблевого искусства

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-09-30

Страницы статьи

19-30

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В данной статье речь пойдет о трех циклах: «Монолог» для тенора (сопрано) и фортепиано на слова О.Хайяма (1977 г.), «8 японских трехстиший» для сопрано и фортепиано на стихи М.Басе (1991г.), «Из лирики китайских поэтесс» для сопрано и фортепиано(1994г.) Циклы созданы на тексты в русском переводе. В каждом цикле детально разбираются вокальная и фортепианная партии, художественное содержание, отмечаются исполнительские особенности.
Во втором цикле особое место занимает использование японских ладов, сложные интонационные построения, характер текста полно отражается в музыке, что требует от исполнителя вокальной партии освоения новой интонационной сферы, присущей японской музыке. «8 японских трехстиший» - оригинальный образец камерно-вокальной лирики, ставящий перед исполнителем особые задачи и представляющий один из образов музыкального ориентализма. Вокальный цикл «Из лирики китайских поэтесс» сложнее и масштабнее предыдущих. В этом сочинении свободно развивается пентатоника, переходя из одного звукоряда в другой, используется и пентатоникой хроматизм.
При всем различии образов, композиционных задач выбранные для анализа циклы вокальные циклы объединяет ряд общих моментов: интонация, фактура, претворенные элементы композиционной техники XX в.: модальность, сонорность, пуантилизм, минимализм.

1

Ключевые слова

Бакир Баяхунов
вокальный цикл
исполнительский анализ
вокальные миниатюры

Список источников и References

Баяхунов Б. Во мне спонтанно продолжается творческий процесс. Интервью, записанное Л. Баяхуновой //» Музыкальная академия» – Москва,1999 г., № 4. –С. 71-74.

Измайлова Л. Бакир Баяхунов //Композиторы союзных республик. Вып.6–. Москва,1988. – С.82-100.

Измайлова Л. Аура Востока // Музыкальная академия. – Москва,1999, №4 – С. 63-71.

Тифтикиди Н. Устремленный вперед // Советская музыка. – Москва,1963, №5. – С.35-38.

Шантырь Г. Содружество творческих индивидуальностей // Советская музыка–Москва, 1978, № 10– С.22-23.

Bayahunov B. Vo mne spontanno prodolzhaetsya tvorcheskij process. Interv'yu, zapisannoe L. Bayahunovoj //» Muzykal'naya akademiya» – Moskva, 1999 g., № 4. –pp. 71-74.

Izmajlova L. Bakir Bayahunov //Kompozitory soyuznyh respublik. Vyp.6–. Moskva, 1988. – pp.82-100.

Izmajlova L. Aura Vostoka // Muzykal'naya akademiya. – Moskva, 1999, №4 – pp. 63-71.

Tiftikidi N. Ustremlennyj vpered // Sovetskaya muzyka. – Moskva, 1963, №5. – pp.35-38.

Shantyr' G. Sodruzhestvo tvorcheskih individual'nostej // Sovetskaya muzyka–Moskva, 1978, № 10– pp.22-23.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70