Духовное начало в творчестве Сергея Танеева на примере кантаты «Иоанн Дамаскин»

Просмотры: 5

Загружено: 3

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Зарина Булатова

Духовность одна из важнейших сфер общечеловеческой культуры. В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности, а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым, таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой. Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия, в рамках данного исследования оно ограничивается религиозным началом, церковной сферой. В данной статье я изучаю творчество Сергея Танеева через призму его современника Павла Григорьевича Чеснокова. Особенности хорового письма композиторов, гармонического языка, стилевых особенностей. Композиторы были современниками, но на их творческом наследии это никак не отразилось. Кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева считается кладезью мирового музыкального наследия. Уже в 28 лет композитор сочинил произведение словно прожил жизнь не один десяток раз. Последователь Баха гармонично исполнил все начала а этой кантате. Не только свою духовность, но и одуховотренность всей христианской религии в сочетании со сложностью гармонического языка и в тоже время доступностью. С уверенностью можно считать что Танеев был феноменом мировой музыки, и такого труда какой сочинил он уже не будет.

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2020-03-30

Страницы статьи

50-57

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Духовность одна из важнейших сфер общечеловеческой культуры. В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности, а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым, таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой. Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия, в рамках данного исследования оно ограничивается религиозным началом, церковной сферой. В данной статье я изучаю творчество Сергея Танеева через призму его современника Павла Григорьевича Чеснокова. Особенности хорового письма композиторов, гармонического языка, стилевых особенностей. Композиторы были современниками, но на их творческом наследии это никак не отразилось. Кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева считается кладезью мирового музыкального наследия. Уже в 28 лет композитор сочинил произведение словно прожил жизнь не один десяток раз. Последователь Баха гармонично исполнил все начала а этой кантате. Не только свою духовность, но и одуховотренность всей христианской религии в сочетании со сложностью гармонического языка и в тоже время доступностью. С уверенностью можно считать что Танеев был феноменом мировой музыки, и такого труда какой сочинил он уже не будет.

1

Ключевые слова

Танеев
духовность
гармония
хоры
кантата
хоровое письмо

Список источников и References

Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начала 20 века. - Л.: Музыка, 1968. - 119 с.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М.: Республика, 1994.-71-72 с.

Бавина С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов Серебряного века. (Библиографическиеочерки). - М.: Книжная палата, 1993.- 56 с.

Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и - проза). Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. – 72 с.

Баннова Н.Г. «Интонация как источник развития художественного образа в хоре И.Танеева"Восход солнца"» // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. Межвузовскийсборник научных трудов. - Владимир: Влад. пед.институт, 1992. – 124 с.

Бернандт Г.Б. И.Танеев: Монография. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1983. – 203 с.

Ровенко А.И. «Танеевские принципы современной теории контрапунта и имитаций» - Одесса –1988. – 31 с.

Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Танееве. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 5 с.

Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев.- М.: Музыка, 1984. – 48-49 с.

Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. - М.:Музыка, 1986. – 278 с.

Корабельникова Л. С.И. Танеев в московской консерватории. Из истории русскогомузыкального образования. – М.: Музыка, 1974. – 96 с.

Мусин И. «Техника дирижирования» - Л.: Музыка, 1967. – 142 с.

Ольхов К. Хоры a cappella С. Танеева/Хоровое искусство — вып. 2. – Л.: Музыка, 197. – 29 с.

Егоров А. «Теория и практика работы с хором» - Л., 1961. – 16 с.

Живов В. «Теория хорового исполнительства» - М., 1998. – 49 с.

Рахманинов С. Литературное наследие. Том I. - М., 1978. - 68 с.

Asaf'ev B.V. Russkaya muzyka 19 i nachala 20 veka. - L.: Muzyka, 1968. - 119 p.

Ajhenval'd Yu.I. Siluety russkih pisatelej. - M.: Respublika, 1994.-71-72 p.

Bavina S.P., Semibratova I.V. Sud'by poetov Serebryanogo veka. (Bibliograficheskie ocherki). - M.:Knizhnaya palata, 1993.- 56 p.

Bal'mont K.D. Stozvuchnye pesni: Sochineniya (izbrannye stihi i - proza). Yaroslavl': Verh.- Volzh.kn. izd-vo, 1990. – 72 p.

Bannova N.G. «Intonaciya kak istochnik razvitiya hudozhestvennogo obraza v hore I.Taneeva"Voskhod solnca"» // Voprosy ispolnitel'skoj podgotovki uchitelya muzyki. Mezhvuzovskij sborniknauchnyh trudov. - Vladimir: Vlad. ped.institut, 1992. – 124 p.

Bernandt G.B. I.Taneev: Monografiya. - 2-e izd. - M.: Muzyka, 1983. – 203 p.

Rovenko A.I. «Taneevskie principy sovremennoj teorii kontrapunta i imitacij» - Odessa – 1988. – 31p.

Sabaneev L. L. Vospominaniya o Taneeve. - M.: Klassika-HH1, 2003. - 5 p.

Savenko S.I. Sergej Ivanovich Taneev.- M.: Muzyka, 1984. – 48-49 p.

Korabel'nikova L. Tvorchestvo S. I. Taneeva: Istoriko-stilisticheskoe issledovanie. - M.: Muzyka,1986. – 278 p.

Korabel'nikova L. S.I. Taneev v moskovskoj konservatorii. Iz istorii russkogo muzykal'nogoobrazovaniya. – M.: Muzyka, 1974. – 96 p.

Musin I. «Tekhnika dirizhirovaniya» - L.: Muzyka, 1967. – 142 p.

Ol'hov K. Hory a cappella S. Taneeva/Horovoe iskusstvo — vyp. 2. – L.: Muzyka, 197. – 29 p.

Egorov A. «Teoriya i praktika raboty s horom» - L., 1961. – 16 p.

Zhivov V. «Teoriya horovogo ispolnitel'stva» - M., 1998. – 49 p.

Rahmaninov S. Literaturnoe nasledie. Tom I. - M., 1978. - 68 p.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70