Японская композиторская школа второй половины ХХ – начала XXI века: представители и ведущие тенденции

Просмотры: 20

Поделиться:

Авторы

Эльвира Абдрахманова

Корреспондирующий автор

Магистрант кафедры духовых и ударных инструментов

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Тамара Джумалиева

Профессор кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-12-13

Страницы статьи

11-20

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена современной японской композиторской школе середины ХХ-начала XXI века, занявшей одно из лидирующих мест в мировой музыкальной культуре. В ней доминирует стремление дать целостное и глубокое представление о среде и исторических культурных реалиях, в которых формировались композиторы этой генерации, представляющие два типа композиторов – «традиционалистов»   –   Дан   Икума,   Хасакава   Фумио,   Акира   Ифукубэ,   Нобуо   Тэрахара   и «западников» – Тору Такэмицу, Макото Морой, Акира Юяма, Юдзи Такахаши, Рио Нода, получивших образование во Франции, Германии, США, России, что обусловило своеобразие процесса развития академической музыки в Японии. Для авторов было важно, с одной стороны, рассмотреть ведущие тенденции современной профессиональной японской музыки на фоне раскрытия одной из основополагающих проблем музыкального искусства – взаимодействие национальных и общекультурных традиций, в частности, европейских – Эрик Сати, Оливье Мессиан, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Кшиштоф Пендерецкий, и американских – Эдгар Варез, Джон Кейдж, Аарон Копленд. С другой, показать сложный, многоступенчатый, но перспективный путь, потребовавший со стороны композиторов, как «авангардистов», так и «традиционалистов», изменить свои позиции, прийти к единому решению, позволившему начать строить новую музыкальную историю.

1

Ключевые слова

японская композиторская школа
японские композиторы
Дан Икума
Хасакава Фумио
Акира Ифукубэ
Нобуо Тэрахара
Тору Такэмицу
Макото Морой
Акира Юяма
Юдзи Такахаши
Рио Нода

Список источников и References

Dubrovskaâ M. Formirovanie âponskoj kompozitorskoj školy i tvorčeskaâ deâtel’nost’ Âmady Kosaku // Avtoreferat dis. dokt. isk. – Novosibirsk, 2005 – 60 p.

Akopân L. O. Pamâti Toru Takèmicu // L. O. Akopân // Muz. akad. 1997 – №3, pp. 221-223.

Nest’ev Nest’ev I. V. Tokio // Sovetskaâ muzyka. – 1974. – № 10, pp. 123-130.

Alpatova A. Aziatskij muzykal’nyj avangard: obrazy arhaiki v tvorčestve H. Masedy i T. Takèmicu // Muzykal’naâ akademiâ. 2010. № 2, pp. 154-158.

100 let so dnâ roždeniâ Džona Kejdža URL: http://www.lokatme.ru/mag/experience/experience- interview/178805-john-cage-100year [Data poslednego obraŝeniâ 6. 02.2023].

Kompozitor, dirižër, tvorec: interv’û s Hisaisi Dzë. https://konnichiwa.ru/4017/ [Data poslednego obraŝeniâ: 06.02.2023].

Grigorenko E. Džon Kejdž. Tvorčestvo. Ki1v.: «Muzična Ukraina», 2012. – 226 p.

Snežkova E. A. Tvorčestvo Takèmicu Toru v kontekste nacional’noj muzykal’noj kul’t8ury Âponii: na primere instrumental’nyh sočinenij. Avtoreferat na soiskanie učenoj stepeni kandidata iskusstvovedeniâ – Novosibirsk, 2007. – 30 p.

Ksenakis Ânis. Muzyka, sočinâemaâ s pomoŝ’û komp’ûtera // 100 kompozitorov HH veka (perevod s nemeckogo E. Rozovskoj). – Čelâbinsk, Izdatel’stvo «Ural LTD»,1999. p. 83.

Abdinurov A. Kšištof Mejer «Novoj muzykal’noj gazete» // Novaâ muzykal’naâ gazeta, 2000, № 9- 11. p.17.

Lihačev D.S. Razvitie russkoj literatury H-XVII vekov. – M., 1973. p. 21.

Gè Mèn. K voprosu o razvitii saksofonnogo iskusstva v Kitae v HH – načale HHI veka / Gè Mèn // Iskusstvo i kul’tura. – № 3(15). – 2014. – pp. 48-54.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70