Балет Павла Гончарова и модерн: на перекрестке двух методов одного стиля

Просмотры: 64

Загружено: 11

Поделиться:

Скачать статью

Авторы

Татьяна Портнова

Доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина

Российская Федерация

Информация о статье

Дата публикации статьи

2023-03-29

Страницы статьи

34–51

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

В статье рассматривается творчество Павла Ивановича Гончарова (1886–1941) – артиста балета и художника, не столь известного среди мастеров русского модерна, однако интересного автора конца XIX – начала ХХ века, создавшего уникальную серию графических работ, посвященную русскому балету. Акцентируя внимание на художественных особенностях стиля модерн, автор отмечает, что художник начал свое развитие с архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики и распространился на хореографию, в том числе на классический танец. Взаимодействие смежных искусств (графики и балета) привело к образованию синтетических визуальных образов, которые анализируются в статье в морфологическом, стилистическом, композиционном контекстах. Используя преимущественно историко-культурологический и типологический методы исследования, автор выделяет ряд направлений в изобразительном творчестве П. Гончарова: персонажные актерские образы, наброски к балету «Жар-птица», автолитографии к танцсимфонии Ф. Лопухова «Величие мироздания» и книжную графику к балетным изданиям. Проводятся аналогии с эстетикой произведений художников «Мира искусства», графика которых включала театрализованный концепт, проявляясь в рисованной силуэтности изображения, эффектных позах и жестах, актерской чувственности, сценичности костюмов. Делается вывод о том, что танцевальная пластика модерна, заимствуя многие элементы графического языка на рубеже XIX–ХХ веков, создала многовариантные художественно-стилистические приемы, одним из примеров которого является образный формат работ П. И. Гончарова, при этом обладающих индивидуальной системой выразительных средств.

1

Ключевые слова

П. И. Гончаров
балетная серия
стиль модерн
творческий метод
графический язык
пластика танца
синтетический образ

Список источников и References

Борисоглебский, М. В. Материалы по истории русского балета. – Ленинград: Издательство Ленинградского государственного хореографического училища, 1938–1939. – Т. 1 – 1938. – 379 с. – Т. 2 – 1939. – 355 с.

Ваганова, А. Я. Основы классического танца : учебник / вступит. статья И. И. Соллертинского. – 1-е изд. – Ленинград: ОГИЗ ГИХЛ, 1934. – 192 с.

Гончаров, П. И. Балет в рисунках Павла Гончарова : альбом / вступит. статья П. И. Гончарова. – Петербург: Изд. А. Н. Лаврова, 1922. – 22 л. ил. 36×26 см.

Добровольская, Г. Н. Федор Лопухов. – Ленинград: Искусство, 1976. – 319 с. Иванов, И. И. М. Фокин. – Петербург: Academia, 1923.

Лопухов, А. В., Ширяев А. В., Бочаров, А. И. Основы характерного танца : учебное пособие. – Ленинград: Издательство Ленинградского государственного хореографического училища, 1939. – 188 с.

Лопухов, Ф. В. Величие мироздания: Танцсимфония Федора Лопухова. Музыка Л. Бетховена. Четвертая симфония. С автолитосилуэтами Павла Гончарова. – Петербург: Изд. Г. П. Любарского, 1922. – 20 с

Бетховена. Четвертая симфония. С автолитосилуэтами Павла Гончарова. – Петербург: Изд. Г. П. Любарского, 1922. – 20 с.

Лопухов, Ф. В. Пути балетмейстера. – Берлин: Петрополис, 1925. – 173 с.

Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера / лит. ред. и автор вступит. статьи Ю. И. Слонимский. – Москва: Искусство, 1966. – 367 с.

Николаева, Н. С. Японские мотивы в искусстве модерна // Вопросы искусствознания. – 1994. – № 2–3. – С. 312–326.

Сарабьянов, Д. В. К определению стиля модерн // Советское искусствознание. – 1978. – Вып. 2. – С. 206–225.

Фокин, М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма / ред.-сост. и автор вступит. статьи Ю. И. Слонимский. – Ленинград – Москва: Искусство, 1962. – 639 с.

Borisoglebskiy, M. Materialy po istorii russkogo baleta [orig. Russian: Materials on the History of Russian Ballet]. – Leningrad: Leningrad State Choreographic School, 1938–1939. – Vol. 1 – 1938. – 379 p. – Vol. 2 – 1939. – 355 p.

Dobrovolskaya, G. N. Fyodor Lopukhov [orig. Russian: Fyodor Lopukhov]. – Leningrad: Art, 1976. – 319 p.

Fokine, M. M. Protiv techeniya. Vospominaniya baletmeystera. Stati. Pisma [orig. Russian: Against the Tide. Memories of the Ballet Master. Articles. Letters]. / editor and author of introduction article by Y. I. Slonimskiy. – Leningrad – Moscow: Art, 1962. – 639 p.

Goncharov, P. I. Balet v risunkah Pavla Goncharova [orig. Russian: Ballet in the Drawings by Pavel Goncharov] : album/ introduction article by P. I. Goncharov. – Saint Petersburg: Publ. A. N. Lavrov, 1922, 22 sheets ill. 36×26 cm.

Ivanov, I. I. Michel Fokine [orig. Russian: Michel Fokine]. – Saint Petersburg: Academia, 1923.

Lopukhov, A. V., Shiryaev A. V., Bocharov, A. I. Osnovy klassicheskogo tantsan : [orig. Russian: Fundamentals of Character Dance]: college book. – Leningrad: Publishing House of Leningrad State Choreographic School, 1939. – 188 p.

Lopukhov, F. V. Puti baletmeystera [orig. Russian: Ways of a Ballet Master]. – Berlin: Petropolis, 1925. – 173 p.

Lopukhov, F. V. Shestdesyat let v balete. Vospominaniya i zapiski baletmeystera [orig. Russian: Sixty Years in Ballet. Memories and Notes of a Ballet-Master] / copy editor and introduction article by Y. I. Slonimskiy. – Moscow: Art, 1966. – 367 p.

Lopukhov, F. V. Velichiye mirozdaniya: Tantssimfoniya of Fyodor Lopukhov [orig. Russian: The Majesty of Creation. Dance Symphony by Fyodor Lopukhov]. Music by L. Beethoven. Fourth Symphony. With autolithosilhouettes by Pavel Goncharov. – Saint Petersburg: Publ. by G. P. Lubarskiy, 1922. – 20 p.

Nikolaeva, N. S. Yaponskiye motivy v iskusstve moderna [orig. Russian: Japanese Motifs in Art of Modernist Style]. // Issue of Art Expertise. – 1994. – No. 2–3. – PP. 312–326.

Sarabyanov, D. V. K opredeleniyu stilya modern [orig. Russian: To the Definition of Art Nouveau Style] // Soviet Art Expertise. – 1978. – Issue 2. – PP. 206–225

Vaganova, A. Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [orig. Russian: Fundamentals of Classical Dance] / introduction article by I. I. Sollertinskiy. – 1st edition – Leningrad: OGIZ GIHL, 1934. – 192 p.


Deprecated: trim(): Passing null to parameter #1 ($string) of type string is deprecated in /var/www/vhosts/nesibeli.kz/saryn.seopro.kz/cache/t_compile/93b4f13326abf2c920de729fdcdace1580d9bcb7^4dffb64063bb972c37e05619a2ccd9d0ea7473ac_0.app.frontendcomponentsfooter.tpl.php on line 70